Пресс-релизы

Женский журнал «Подруги», №1 ноябрь 2012

 

Регионального ежемесячный

женский журнал «Подруги»

№1 ноябрь 2012

Прошу слова

«Педагогическая поэма» на новый лад

Каждый ребёнок имеет право на счастливое детство и уважение со стороны взрослых. Так считает Анна Алексейцева, директор благотворительного фонда «Право на будущее». Анна Викторовна уверена, нам, взрослым следует защищать интересы детей, чтобы из сегодняшних школьников и дошколят завтра выросли достойные, успешные и неравнодушные взрослые.

— Если вспоминать собственное детство, — говорит Анна Алексейцева, — то, во-первых, оно было, а во-вторых, оно было по-настоящему счастливым. Во времена моего детства государство заботилось о том, чтобы все дети жили той жизнью, которая формирует гармонично развитую личность. И было очень много людей, которые стояли на страже интересов детей, защищая права каждого маленького человека.

Конечно, счастливое детство во многом зависит от того, в какой семье воспитывается ребёнок. Я, например, практически всё детство мечтала стать либо учителем физики и математики, как мой папа, либо учителем иностранного языка, как моя мама. Родители не отговаривали меня от педагогической деятельности, они вообще никогда не лезли с советами, предоставляя мне право самой выбирать, чем заниматься. Буквально в последние месяцы учёбы в школе я передумала поступать в педагогический, поступила в НЭТИ, окончив который, должна была стать инженером-механиком по направлению «Кибернетика», как мой старший брат, который закончил этот факультет. Но уже к третьему курсу в группе осталось всего восемь студентов — семь парней и я, остальные отсеялись. Факультет был серьёзный, на нём готовили специалистов для военной промышленности. А я к тому времени задумалась: зачем мне это нужно?.. Да, я люблю точные науки, но… я же пацифистка! И это во мне уже не исправить. А в то время в НЭТИ как раз открылся факультет бизнеса. Так я и оказалась в числе первых студентов нового факультета. В итоге закончила магистратуру факультета бизнеса по направлению «Менеджмент» кафедры «Организация производства», поступила в аспирантуру. По сути всё это я и использую в работе. Буквально через год мы создали с партнёрами предприятие, поэтому защита отложилась на неопределенное время, хотя аспирантуру я всё-таки закончила. Все полученные знания пригодились мне в работе, так как созданное и по сей день работающее предприятие занимается изготовлением торгового оборудования и мебели по индивидуальным проектам. Так сложилась взрослая жизнь, что другой работы у меня практически не было, только руководящая, стаж которой уже 15 лет. А руководить собственным бизнесом возможно только при глубоких знаниях и умениях на всех ступенях по пути к конечному продукту. Понятно, что за эти годы у меня была возможность убедиться в том, что успешная взрослая жизнь – это логичное продолжение хорошо организованной жизни детской.

# Требую уважения… к детям!

— У меня такое впечатление, — говорит Анна Викторовна, — что детей в России не любят. Я не понимаю, почему это так. Я с этим не согласна. И я буду с этим бороться.

Возьмите малышей детсадовского возраста. Раньше все точно знали, что воспитатели – это добрейшей души женщины. А теперь? Я, например, своего сына из одной группы забрала. Мне очень не нравилось, что у него практически каждый день были какие-то небольшие, но травмы, о которых мне не считали нужным сообщать. Перешли мы к другой воспитательнице – всё наладилось. Или вы считаете, нам нужно было остаться в прежней группе и терпеть равнодушие взрослого человека к проблемам маленького ребёнка? Меня, как маму, это категорически не устраивало!

А дальше ребёнок (не конкретно мой, а просто ребёнок гипотетический) пошёл в школу, где он сталкивается с системой, которая буквально уничтожает личность. Казалось бы, в далёком советском прошлом остались и пионерские галстуки, и комсомольские значки, и белый верх, тёмный низ, но проявление индивидуальности в школе по сей день не приветствуется. Хотя, на мой взгляд, основная задача образования — сформировать личность, которая потом станет гражданином этой страны. Кто-то может сказать: «Школы работают, что ещё надо?». Да, работают, но не столько, сколько нужно, и не так, как нужно. Нужно, чтобы каждому – каждому! — ребёнку в школе было интересно. Нужно, чтобы в школе, в кружке, в секции создавалась такая жизнь, которой ребёнок хотел бы жить. Всё, что у нас закладывается в детстве, если это правильно заложено, «аукается» во взрослой жизни. Если меня с детства, лет с трёх водили по театрам, то я и сейчас, если нужно снять стресс или расслабиться, иду именно в театр. Если я с детства любила читать, то книга и сейчас остаётся для меня лучшим другом. Любовь к книге никогда меня не покинет. Если кто-то значимый для меня научил меня любить музыку, живопись, то я и сейчас это люблю.

Идея создания фонда «Право на будущее» возникла после того, как я понаблюдала за жизнью сегодняшних школьников. Если ребёнок активный, его сначала «заклеймят», повесят на него «ярлык»: «Гиперактивность», а потом начнут «ломать». Потихоньку. Разными способами. Когда я это заметила, подумала: мне и моему поколению ещё повезло: мы выросли, когда о нас и наших, детских интересах ещё было кому заботиться. А сегодняшние дети – заложники системы равнодушия. По сути, они нужны только своим родителям. И хорошо ещё, если они нужны хотя бы родителям… А ведь из тех самых активных детей чаще всего вырастают великие спортсмены, великие полководцы и другие великие люди, о которых начинает говорить весь мир, потому что у них энергия хлещет через край, потому что им есть что отдавать миру. Только эту их неуёмную энергию нужно направить в «мирное» русло. А в наших школах, как мне кажется, эту энергию почему-то стараются «задушить».

# Дети имеют право быть… любимыми!

— У нас в России детей не любят, — говорит Анна Алексейцева, — я поняла это во время первого отдыха с ребенком. С тех пор мы в родной стране не отдыхаем. Дети у нас везде и всех раздражают: и в самолётах, и в гостиницах, и во всех других местах. Мне один мужчина-отдыхающий, который в фитобаре флиртовал с двумя женщинами, так и сказал: «Уйдите отсюда с ребёнком, мы сюда расслабляться пришли». А мы с сыном пришли в фитобар выпить травяной чай с мёдом и подождать папу. Чем уж мы так помешали дяде-ловеласу?.. Не вижу необходимости бороться с такими «мужчинами». Предпочитаю бывать в тех местах, где таких «мужчин» нет.

Теперь мы с ребёнком ездим отдыхать за границу. К счастью, мы можем себе это позволить. Из всех стран, где мы были, больше всего детей любят в Хорватии. Там их любят любых. Любых национальностей. С любым цветом кожи, глаз и волос. Все, кто там отдыхают (а это представители разных стран), приезжают с детьми. Куда бы ты ни пришёл, с ребёнком проблем не будет. Большая часть отелей устроена так, чтобы встретить детей, чтобы дети чувствовали себя там замечательно и комфортно. И эта забота о детях проявляется во всём. И поручни на лестнице специально для детей сделаны пониже, и детские стульчики есть, и детские столики, и игровые комнаты, и различная анимация. Но главное – само отношение! Ты идёшь с ребёнком, а ребёнок у всех – у продавцов в магазинах, у официантов в ресторанах, просто у прохожих – вызывает улыбку и умиление. И по голове ребёнка погладят, и улыбнутся ему, и чем-нибудь угостят. У них это норма. Они видят ребёнка, и они довольны. У нас такого нет. К сожалению.

Я всегда любила детей. Помню свои ощущения шестилетней девочки, когда мне дали подержать двухмесячного малыша. Для меня дети всегда были какими-то… солнышками. Тепло от них идёт. Я всегда нянчилась со всеми малышами, которые росли в нашем дворе. И я не одна такая была! Все мои подруги были такими. Мы так росли. Нас так воспитывали. Поэтому-то мы и понимаем, что дети – это самая большая ценность.

Одним словом, я, конечно, пацифистка, но… за интересы своего ребёнка я буду драться! Потому что многие не учитывают такой момент: дети сегодня даются очень тяжело. И очень дорого. Сегодня возможность иметь детей у многих людей стала мечтой. Иногда трудно достижимой. Раньше и жизнь вообще, и любовь родителей к детям были спокойнее. Теперь всё это намного сложнее и острее. И, не дай Бог, оголить материнский инстинкт!

Идея создания фонда «Право на будущее» возникла тогда, когда я поняла, что боль за своего ребёнка и за чужих детей настолько сильная, что ты не знаешь, на что ты способен, если не дай Бог, что-то случится. Поэтому и захотелось создать что-то, что поможет кому-то ещё. Главное, чтобы люди начали понимать, что мы сегодня ни от чего не застрахованы. Нет у нас той стабильности, о которой говорят. Поэтому мы должны защищать своих детей и их интересы. Кроме того, что ребёнок жив и здоров, хочется, чтобы у детей было то самое счастливое детство, которое у нас было.

Сегодня в педагогике появился «волшебный термин»: подушевое финансирование. Детская душа сегодня – единственный ресурс, за счёт которого может существовать школа. Но основная проблема (слава Богу, не всех учителей) в том, что они считают: уважение должно быть только к взрослому. А в древних культурах, которые показывают, что уважение — не пустое слово, раньше вся система воспитания была построена таким образом, что ребёнку чуть ли не с момента зачатия показывали, что его уважают. Тогда и ребёнок уважительно относился ко всем окружающим. Я вообще не понимаю слово уважение без приставки взаимо-. В любых отношениях нужно уважать друг друга. А не так, что ты должен меня уважать, потому что я старше, или потому, что я учитель, или потому, что я родитель. А он — ребёнок. Он — личность. В конце концов, он тоже человек, только пока маленький. Он тоже достоин уважения. Просто он пока открытый. У него все чувства оголены, все эмоции на поверхности. Иногда становится страшно, когда вдруг замечаешь, что среди нас живут шести-семилетние дети, которые уже закрылись. Что это может дать в будущем? Этого никто не знает…

Родителей нигде не учат, как воспитывать детей. Раньше учителя были такими людьми, которые могли родителям тактично дать мудрый совет в воспитании. Тандем «учитель-родитель» давал результат. А сегодня к этому тандему многие почему-то не готовы. Сегодня многие жалуются на то, что родительские собрания превратились во встречи педагогов и родителей по сбору денег на нужды образовательного заведения. А какие-то другие вопросы, например, вопросы обучения и воспитания детей, а также развития детских талантов просто не обсуждаются. А в школе мне вообще сказали: «Мы не должны заниматься воспитанием».

Что даёт дополнительное образование? Дополнительный интерес к жизни. Это большое счастье, когда работа для человека является его любимым делом. Но, к сожалению, не у всех и не всегда так получается. К сожалению, профориентация в наше время стала давно забытым «зверем». Сегодня профориентация — это очередное навязывание и направление финансовых потоков в тот или иной вуз. А профориентация по-настоящему – это выяснение того, что заложено внутри каждого человека – его способности, качества, ресурсы. Посмотрите, как много у нас сейчас продавцов. Да, это достаточно тяжёлый труд, хотя и это больше связано с нашим менталитетом, поэтому родители-продавцы хотят лучшей доли для своего ребёнка, но они не понимают, как сделать своё чадо успешным специалистом, профессионалом, а не вырастить из него «офисный планктон», которого сейчас, к сожалению, тоже хватает.

Меня всё детство родители учили, что чередование умственной и физической работы это тоже отдых. Конечно, в детстве я по этому поводу очень возмущалась. Но сегодня я понимаю, что это действительно так. Ты выживешь в любой ситуации, если умеешь делать многое. Я умею делать всё: шить, вышивать – и крестиком, и гладью, вязать всеми видами, умею работать на земле, умею делать всё по дому, готовить. Поэтому я говорю: если у меня что-то не сложится в бизнесе, я пойду и буду делать то, что умею делать. В 2009 кризисном году у меня работала уборщицей в офисе женщина, которая носила элегантную шляпу и пальто. Когда она через полтора года предупредила меня, что не может больше работать, я очень обрадовалась, так как для неё это было окончанием трудного периода в жизни. Но за 15 лет это был самый «чистый» период для офиса. Она работала на совесть!

А чему учат сегодняшних детей? Как сдать ЕГЭ. Вряд ли это поможет им выжить в каких-то сложных ситуациях, которых жизнь даёт всё больше с каждым днем. Отличное качество для умения выживать – стрессоустойчивость. Сегодня любое дело связано со стрессом. И агрессия у людей возросла. Мы вынуждены жить под давлением новых, формирующихся условий. Социализм мы сломали. А что взамен? Сказать, что мы построили капиталистическое общество, пока нельзя. Я, например, советский человек. Во мне это не искоренить. Как не искоренить во мне и чувство справедливости. Я считаю так: во многих ситуациях, делая выбор, нужно оставаться, прежде всего, человеком. А мы сегодня часто сталкиваемся с выбором: на одной чаше весов финансовое, а на другой – моральное, духовное.

Я считаю, жить нужно не только тем, что приносит доход. Общество сегодня болеет. Как его вылечить? Один из способов — помогать расти здоровыми следующему поколению – детям. Как это сделать? Во-первых, нельзя молчать, когда сталкиваешься с нарушениями в любых сферах детской жизни. Во-вторых, нужно включаться в жизнь своего ребёнка – и в школьную жизнь, и в организацию детского досуга. А главное — быть неравнодушным к судьбе любого ребенка.

Большая проблема сегодняшнего дня – это то, что у нас к власти на различных уровнях пришли люди случайные, которые забыли, что основный ресурс всегда и везде – это ресурс человеческий. Именно на этом ресурсе зарабатываются деньги. Именно с его помощью достигается успех. Если говорить о частном бизнесе, то успех зачастую зависит от того, кто это предприятие создал. Если человек в деле случайный, он не выдержит конкуренции и уйдёт. А вот в других сферах – хоть в общем образовании, хоть в образовании дополнительном – ресурс – это всё. А все остальные работники учреждения образования должны создавать ту среду, в которой этот ресурс – талантливые педагоги — будет творчески развиваться. Тем педагогам, которые любят и умеют работать с детьми, нужно создавать такие условия, при которых они будут как можно больше тепла своей души отдавать нашим детям. А вот это, к сожалению, многие руководители понимать перестали и к педагогам сегодня нет того уважения, которое было раньше.

Основная задача фонда «Право на будущее» – собрать в большую команду людей, которые являются профессионалами в своей сфере: юристов, учителей, воспитателей, психологов, врачей. Есть разные дети. Есть разные судьбы. Есть разные жизненные истории. Но я абсолютно уверена в том, что за наших детей – за их здоровье и жизнь, а также за их интересы и право на будущее – нужно бороться. Ведь любой человек имеет право на достойную жизнь.

Людмила Ковенко

Фото Андрея Богомолова